ВЫ ЕСТЬ ТО, ЧТО ВЫ ЕДИТЕ

Гиппократ верил, что Человек и Природа взаимозависимы, и сформулировал свои воззрения в следующих законах здоровья:

1. Только природа лечит при условии, что ей дана такая возможность.
2. Пусть пища будет лекарством, пусть лекарство будет пищей.
3. Болезнь — выражение очищения.
4. Все болезни есть одна.

5. Важнее знать, каков больной, чем какова его болезнь. Гиппократ, как прежде Пифагор, был носителем неразрывной традиции натуропатической мысли, которую поддерживали ессеи, друиды, катары и множество других. Его методы были гуманны, разумны и основаны на том, что каждый человек сам отвечает за свое здоровье. Как целители Уэльса, пронесшие простые истины натуропатии через века до восемнадцатого столетия, Гиппократ знал, что «если кто-то ест или пьет больше или меньше, чем ему нужно, спит больше или меньше, работает больше или меньше, то от праздности или от перегрузки, он, несомненно, не избежит болезни».

Однако, хотя Гиппократ почитается и в наши дни, его взгляды больше не являются определяющими в современной медицине. Влияние Галена — римского придворного медика конца второго века нашей эры, жившего на 500 лет позже Гиппократа, — оказалось гораздо более сильным в развитии ортодоксальной медицинской мысли. Учение Галена важно, поскольку является краеугольным камнем сложной и негибкой, не натуропатической медицинской системы, парализовавшей европейскую медицинскую мысль на полторы тысячи лет. Это учение ознаменовало начало разделения философии и практики, до сих пор отличающее «современного» врача от натуропата.

Гален предпочитал сложные, дорогие лекарства, состоящие из десятков компонентов. Следуя по его стопам, врачи уверовали, что чем сложнее снадобье, тем оно лучше. Людям предлагались сильнодействующие рецепты, включающие экзотические вещества из животного и минерального царств, такие как мясо змеи, глаза краба, рога носорога и единорога, толченые мумии, мох с черепа умершего, козья моча. Здоровье и болезни стали областью деятельности выпускников университетов, которые годами изучали сложнейшие рецепты Галена (а позже — Авиценны) и у которых не оставалось времени на то, чтобы использовать для лечения болезней простую пищу и придорожные растения.