Летний отдых петербуржцев. Вступительная часть

События истории подобны кругам на воде. Начавшись с малого, они все расширяются и расширяются. Петербург триста лет назад еще не был тем «парадизом», о котором мечтал Петр. Город рос, но и в середине XVIII века в черту города не входили ни Аптекарский, ни Крестовский острова, а континентальная граница тянулась по Фонтанке. Еще в XIX веке восточная граница города проходила по нынешнему Лиговскому проспекту. Как круги на воде, расходилась и увеселительная жизнь Петербурга. Новые условия жизни порождали и новые формы досуга. Начиная с Петра I, в России стали формироваться традиции светских развлечений. Город должен был заявить о себе как о столице новой России. Сама планировка и архитектура Петербурга формировались таким образом, чтобы соответствовать государственному размаху торжественных мероприятий, которые с этого времени играли существенную роль в жизни России. Основные составляющие таких официальных празднеств – шествия, военные парады, стрельба из пушек и многое другое сложились при Петре Великом.

Наряду с государственными праздниками обычной и популярной формой досуга горожан являлось участие в народных увеселениях и гуляниях. Непременным атрибутом таких увеселений были всевозможные аттракционы, карусели, качели. С конца XVIII века в моду вошли летние катальные горы. Их строили к пасхальным гуляниям, и использовали на них не сани, а особые коврики или «лубки», позже, по примеру американских горок, стали использовать тележки на колесах.

И все же летние праздники «приживались» в городе с трудом. В отличии от зимних гуляний, тесно связанных с церковным календарем, летние сохраняли связь с ритуалом и древними языческими представлениями, что и способствовало их устойчивому бытованию именно в деревне. В городе вообще и особенно в Петербурге народная традиция таких праздников свелась к массовости, а игра стала лишь формой. Хорошо известно, сколь трудно было возводить новую столицу, так что постоянно ощущались потребность в организации всеобщего «веселия», «гульбищах» и «позорищах», стремление переключиться из будней в праздники.

Нельзя не указать на еще одну особенность Петербурга – его многонациональность. Здесь скрещивались традиции праздников разных народов. Поскольку большую роль при дворе, как Петра, так и последующих монархов, играли немцы, то у современников особенно отложился в памяти немецкий праздник с малопонятным названием Кулерберг (об этом празднике мы скажем особо).

По мере роста города, наряду с многочисленными увеселениями, которые устраивали в Петербурге по тому или иному поводу, все более оживленной становилась дачная жизнь петербуржцев. Первоначально роскошные виллы строились на Петергофском направлении, а позже одним из центров загородной жизни великосветской знати стала Гатчина. Фавориты, и желая угодить монарху, и в соответствии с идеями XVIII века, всячески украшали свои загородные резиденции и устраивали там настоящие феерии, продолжая тем самым традицию придворных «маскерадов» и праздников.

Поэтому, пытаясь выяснить, как же горожане проводили лето в Петербурге и его окрестностях за два дореволюционных столетия, уместно, как бы поднимаясь на башню, все более расширять поле обзора. И вот, как если бы мы оказались на смотровой площадке Исаакиевского собора, перед нами предстал … О нет, не исторический центр Петербурга, а целая эпоха. И начать здесь нужно, конечно, с петровских реформ.

Оставить свой отзыв:

Ваше Имя: 
Текст: