Ватель французский повар

Ватель французский повар(Vatel, Watel) — главный повар принца Конде, покончивший самоубийством под влиянием опасения, что к столу приглашенных Конде знаменитых гостей не поспеет свежая морская рыба. Это имя сделалось полунарицательным для обозначения поваров из любви к искусству.

В 1671 году Франсуа Ватель, известный французский метрдотель принца Конде, закололся шпагой, не в силах перенести позор из-за того, что поставщики не доставили вовремя рыбу. Ватель трижды втыкал в свое тело шпагу, прежде чем достиг желаемого эффекта. Подвиг кулинара оказался столь же эффектным, сколь бессмысленным: пока исколотый холодным оружием Ватель корчился в предсмертных мучениях, ко двору стали прибывать телеги со свежей рыбой, и торговцы в отсутствии шефа никак не могли взять в толк, куда же им сгружать заказанную рыбу.

Мрак, покрывающий подробности этой истории, вплоть до точного имени и возраста Вателя, дал повод для создания мифа о нем и огромного количества беллетризованных биографий и пьес. По мотивам одной (пера Т.Стоппарда) сняли фильм, где человека-легенду сыграл Жерар Депардье.

Имя Вателя стало нарицательным как синоним гениального кулинара и даже как символ профессиональной чести повара, при том, что он не придумал и не приготовил ни одного блюда.

Между тем, Вателя, чья золотая голова способна была вместить заботу о целом государстве, еще при жизни признавали великим. Его искусством восхищались Корнель и Мольер, а Мазарини, Кольбер и Филипп Орлеанский брали Вателя напрокат у его первого знатного хозяина — министра Фуке.

Гибель Вателя нельзя назвать неожиданной. События двух безумных недель, предшествовавших ей, характерны для всех времен и народов, покуда пребудут власть предержащие, а также те, кто зависит от их расположения.

От дворецкого зависело, как всегда, всё: обеспечить четыре трапезы на 25 столов с пятью переменами блюд и развлекательную программу, а еще — разместить короля, придворных, экипажи, дополнительный персонал в совсем не предназначенном для приема двух с лишним тысяч человек Шантильи (под спальни знати спешно переоборудовали даже сараи).

Он успел сделать это всё. Но вечером 23-го не хватило жаркого на 25-й, самый последний по значимости, стол. Тем не менее, Ватель, не спавший 12 ночей, сказал: — Я обесчещен, это позор, этого я не перенесу.

После ужина сытые гости наблюдали действо с фейерверками. Но огни были несколько обесцвечены глянувшей из-за облаков луной, чье полное лицо не предвидел Ватель.
Второй удар.

Третий — пришелся на раннее утро пятницы 24-го, когда Ватель обнаружил, что не привезли свежей рыбы. В постный день. Этого его нервы не вынесли. Итог — несколько ударов шпагой в сердце.

Ирония небес — рыба стала поступать тут же, телегами: мудрый хозяйственник, Ватель загодя послал заказы сразу в несколько портов.

Но праздник — должен продолжаться, и он продолжился, несмотря на ужас Конде и легкую панику челяди. Расстроен был и Людовик, знавший о талантах Вателя: — Король клялся, что более не потерпит подобных излишеств.

Видимо, самоубийство дворецкого сыграло не последнюю роль в возвращении Конде ко двору: раз уж верный слуга так высоко ставил честь, что говорить о хозяине...

Имя Вателя осталось нарицательным для всех народов, хотя многие успели позабыть, что его неверно называть гениальным поваром. Скорей уж - гениальным управляющим.
Назад На главную Добавить комментарий